Автор рецензии: Андрей Сидельников
Прежде чем начинать читать книгу, написанную консультантом, надо задать себе простой вопрос:
«Зачем бизнес-консультанты пишут книги?»
и уже исходя из ответа начинать воспринимать содержание. Именно ответ на этот вопрос позволяет лучше понять, что стоит за словами автора и что прячется между строк.
Классик маркетинга Джек Траут уже много лет призывает бизнес выбирать правильное позиционирование – его книга «Дифференцируйся или умри» стала манифестом позиционирования около 15 лет назад и ничего с тех пор не изменилось. На рынках с высокой конкуренцией, типа рынка консалтинговых услуг, позиционирование становится во главу угла.
Марк Розин на этом рынке уже больше 20 лет и кому как не ему это понятно каждой клеткой своего тела и каждым нейроном своего мозга. Эта книга про его позиционирование и его подход к консалтингу в России.
И он смог сформулировать почему же бизнес у нас работает не благодаря «правильным» (в классическом бизнес-стиле) решениям, а зачастую вопреки им. Автор симпатизирует этой массе бизнесов, называя эту ситуацию альтернативным стилем управления – оппортунизмом.
И правда, проникаешься доверием к человеку, который наконец-то объясняет тебе, что с тобой всё нормально – ты просто оппортунист и поэтому большинство западных подходов в твоей компании не работают или существуют «для галочки». И если реклама это двигатель торговли, то доверие – это топливо в торговле услугами (в частности консалтингом).
Всё это не уменьшает удовольствие от книги, которая погружает нас в алгоритмы выработки консалтинговых решений для различных бизнесов. И хотя рассуждения часто ведутся на достаточно обобщенном уровне, но логика выработки этих решений считывается достаточно чётко. А специфика оппортунизма в трактовке автора только добавляет экзотики и национального бизнес-колорита.
Нужно также отметить, что книга ориентирована не только на потенциальных заказчиков консалтинга, но еще и на другую целевую аудиторию – консультантов. Долгие годы Экопси (компания автора) пользовалась заслуженной славой «кузницы кадров» российского консалтинга с серьезным показателями текучки среди консультантов – редко кто задерживался внутри более чем на год-полтора. И вот эта книга начинает корректировать HR-бренд и выправлять статусность/престижность работы на всех консалтерских позициях в этой компании.
Работа в компании автора описывается как яркий пример оппортунизма в настолько притягательных для консультантов словах, что редкая креативная натура, коими они себя часто считают, может устоять от соблазна попробовать поработать в таких условиях и такой команде. Это хороший пример того, как обычная книга может решать задачу привлечения толковых кадров внутрь компании. Ну и, наконец, подход автора к управлению проектными командами действительно очень интересен и отличается от «общепринятых» стратегических подходов к формированию годовых планов, комплектованию кадров и управлению компанией в целом.
Если говорить больше о содержании, то, безусловно интересными выглядят главы, посвященные особенностям мотивации и управления эффективностью в компаниях, которые тяготеют к стратегическому или, наоборот, к оппортунистическому подходу. Как показывает действительность и практика автора – эти нюансы не просто имеют место быть, а играют определяющую роль в выборе нужных инструментов по измерению эффективности. Меняется значимость и роль руководителя, вес принимаемых им решений и масштаб последствий для всей компании.
Более того, выбор тех или иных подходов управления должен быть основан на типе организации и что для оппортунистов благо, то для стратегов – сплошные неудобства и головная боль. И так, практически во всем!
Например, большой блок книге посвящен управлению талантами – ведь каждый руководитель хочет, чтобы у него в компании эффективных и успешных сотрудников становилось год от года всё больше – люди главный, а иногда и единственный аргумент в жесткой конкурентной борьбе на рынке. И здесь подходы по выращиванию стратегически необходимых талантов или культивирование разнообразия сильных оппортунистов складываются в стройные картины необходимых действий. Это объясняет почему часто в компаниях модели компетенций смотрятся как седло на корове и служат разве что для загрузки HR-департаментов ненужной никому работой.
Во второй половине книги вы уже начинаете понимать, что концепция разделения руководителей и компании по признаку стратеги/оппортунисты, не просто похожа на правду, но и реально существует в действительности, когда на подробных примерах разбираются кейсы развития систем управления и их формализации. Это еще одна «болезнь» российских компаний, в которых не приживается детальное описание бизнес-процессов и всё меняется быстрее, чем утверждаются консультантами четкие схемы взаимодействия между подразделениями. Оппортунисты…
Зато им лучше удается мониторинг и контроль – вот что-что, а держать руку на пульсе у стратегов получается гораздо хуже – слишком много регламентов сбора и обработки информации, бюрократия и неповоротливость.
И так далее, и тому подобное. Одна из самых ценных мыслей книги заключается в том, что нет единственно правильной системы управления (компанией, процессами, людьми, эффективностью и т.д.) и польза от любой системы не в ее стратегичности или оппортунизме, а в том, что компания развивается и улучшается благодаря регулярному внедрению новых систем. То есть прошло 2-3 года и надо внедрять что-то новое – в процессе внедрения будут выявлены зоны снижения эффективности, расчищено болото устаревших подходов и разогнаны «лишние» люди.
Просто стратеги идут сверху вниз, когда внедряют системы и часто пытаются охватить необъятное, а оппортунисты идут от людей, их развития и обучения. Провозглашая мастерство и умение сотрудничать как главные элементы любой системности.
Вишенкой на торте – интересной бонусной идеей книги – является описание 4F-типологии компаний и людей, которая обогащает дихотомию стратеги/оппортунисты еще тремя шкалами, по которым можно проводить дифференцирование.
Итого получается 16 типов организаций и людей, которым свойственны определенные черты и признаки, определяющие практически всё. И то, как происходит планирование, и то как реализовано управление, мотивация и исполнение. Более того – типология хорошо ложится не только на организации, но на людей, что открывает отличные перспективы для грамотного построения собственной карьеры.
В заключение хочется согласиться с послесловием автора – во времена затяжных кризисов «успеха будут добиваться эффективные управленцы, способные в любой момент отбросить все наработанное и создать стратегию с чистого листа, в полной мере используя открывшиеся возможности».
Время перемен – это время возможностей. А значит это время оппортунистов!
Спасибо, Альпине за предоставленную на рецензию книгу, и Марку Розину за его многолетний труд и вклад в отечественный консалтинг!
С уважением и удовольствием от прочитанного,
Андрей Сидельников